VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управления качеством продукции, фактор обеспечения конкурентоспособности организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010831
Тема: Управления качеством продукции, фактор обеспечения конкурентоспособности организации
Содержание
Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретико-методические основы качества продукции и конкурентоспособности организации……………………………………………6
1.1. Понятие и функции управления качеством продукции………………………6
1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе ………………………………………………………………………….……11
1.3. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия……………….28
Глава 2. Управление качеством продукции на заводе «Дагдизель» как фактор повышения его конкурентоспособности…………………………..…33
2.1. Основные характеристики ОАО «Завод «Дагдизель»………………………33
2.2. Опыт внедрения системы менеджмента качества на ОАО «Завод «Дагдизель»…………………………………………………………………………42
Глава 3. Рекомендации по разработке программы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности ОАО «Завод «Дагдизель»	…………………….64
3.1. Совершенствование контроля качества на предприятии как основы его конкурентоспособности	..         ……………………………………………………………………………………………………..64
3.2. Разработка мер по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Завод «Дагдизель»………………………………………………………………...70
Заключение ……………………………………………………………………..…78
Литература………………………………………………………………………....80










     Введение
     Актуальность темы исследования. Нынешняя рыночная экономика предъявляет абсолютно новые запросы к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности, а конкурентоспособность соответственно связано с уровнем  цены и качества продукции, причем основное внимание уделяется на качество продукции.
     В настоящее времяпредприятия сталкиваются с большими трудностями: сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются еще и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос, о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.Именно качество – это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, Федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера и рабочего.
     Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро.
    Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.Сегодня к качеству производимой продукции предъявляются особенно высокие требования. Многие отечественные производители осознали, что необходимо делать основной акцент на качестве товаров и услуг как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности. Высокое качество –необходимое условие выживания и развития организации в рыночной экономике. Несомненно, большое значение имеет рациональное использование ресурсов организации, а также учет и минимизация затрат на качество. 
    Целью данной дипломной работы является изучение теоретических основ управления качеством продукции, как одного из главных факторов обеспечения конкурентоспособности организации. Поставленная цель предполагает решение ряда важнейших задач:
- рассмотрение функций управления качеством;
- изучение и систематизация методических подходов к формированию понятий «качество», «качество продукции», «конкурентоспособность»;
- исследование содержания и принципов комплексного управления качеством продукции как основы повышения конкурентоспособностипромышленных предприятий;
-анализ опыта управления качеством продукции в ОАО «Завод «Дагдизель»;
-предложение рекомендаций по созданию и обеспечению эффективности управления качеством на исследуемом предприятии.
     Объектом исследования является ОАО «Завод «Дагдизель».
     Предметом исследования выступает совокупность теоретических и практических вопросов управления качеством продукции как одного из главных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия. 
     Информационную базуисследования составили материалы периодических печатных изданий по исследуемой теме, специальная литература по менеджменту качества; материалы аналитических интернет-сайтов; бухгалтерская и финансовая отчетность ОАО «Завод «Дагдизель».
     Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из 35 наименований. Основное содержание работы изложено на 82 страницах. Работа включает 9 рисунков и 8 таблиц. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 
     Во введении рассматриваются актуальность темы исследования, определены цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, структура работы.Первая глава посвящена изучению теоретико-методологических основ качества продукции и конкурентоспособности организации, раскрыты понятие и функции управления качеством продукции как фактора успеха организации в конкурентной борьбе, приведена комплексная оценка конкурентоспособности предприятия. Во второй главе проведен анализ управления качеством продукции на ОАО «Завод «Дагдизель» как фактора повышения его конкурентоспособности, раскрыты основные характеристики данного предприятия, приведен опыт внедрения системы менеджмента качества на рассматриваемом предприятии. В третьей главе приведены рекомендации по разработке программы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности ОАО «Завод «Дагдизель», предложены меры по повышению конкурентоспособности продукции данного предприятия. В заключении сделаны основные выводы и предложения по теме исследования. Список литературы представлен трудами отечественных и зарубежных авторов, отчетными документами ОАО «Дагдизель», а также материалами аналитических интернет-сайтов.
     
     
     
     
     
     
    Глава 1. Теоретико-методические основы качества продукции и конкурентоспособности организации
    1.1. Понятие и функции управления качеством продукции
     В рыночной экономике вопрос качества - важнейший фактор роста уровня жизни, экономической, экологической и социальной безопасности. Качество – это общее понятие, которое характеризует эффективное влияние всех аспектов деятельности: создание стратегии; формирование  производства; маркетинговая деятельность и др. Наиболее существенная составляющая всей системы  качества - это качество изготовляемой продукции.
     В соответствии со стандартом ISO 9000:1994: качество – это те характеристики объекта, относящиеся к его способности удовлетворять предполагаемые потребности и установленные потребности1.
     Современное управление качеством держится  на том, что работы по управлению качеством не могут быть эффективными после того, как продукция изготовлена, эти работы должны реализовываться во время производства продукции (рис 1.1). Значима также деятельность по поддержанию качества, которая является начальным этапом процесса производства. 
     
  Рис. 1.1. Содержание процесса управления качеством продукции
  
     Управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.
     В практике  и современной литературе применяются следующие концепции управления качеством продукции (услуг)2: 
- QualitySystem – (система качества); 
- TotalQualityManagemtnt – (всеобщее управление качеством);
-QualityDrivenManagementSystem – (система менеджмента, основанная на управлении качеством); 
- QualityControl – (управление качеством); 
- QualityAssurance – (обеспечение качества); 
- StatisticalQualityControl – (статистический контроль качества); 
- QualityAssuranceSystem – (система обеспечения качества); 
- ProductAssurance – (гарантия продукции); 
-TotalManufacturingManagement – (всеобщий производственный менеджмент); 
- GoodManufacturingPratices – (передовой производственный опыт); 
- QualitySystemManagement – (менеджмент системы качества и др).
     Существуют также и другие концепции менеджмента качества. Нами представлена только небольшая  их часть, но значимая для осознания качества, как объекта управления. Перечисленные концепции показывают суть различных методов, которые используются в методологии TQM для решения разнообразных проблем качества. TQM  имеет существенный смысл в управлении предприятиями в современном мире. 
    Многоаспектность качества представляется в виде пирамиды (рис. 1.2).
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    	
    Рис 1.2. Пирамида качества
    Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, требуемых условий труда, качество персонала, что и составляет качество предприятия. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанное с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. На этом этапе непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.
    В большинстве случаев улучшение качества стимулирует рост объемов потребления, а, следовательно, и производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создается для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые, дает импульсы к развитию общественного производства и повышению уровня жизни людей.
     Для качества присущи все основные части менеджмента: планирование, анализ, контроль. Также нужно подметить такое течение, как снабжение качества функционирования систем управления. Менеджеры по управлению качеством сосредоточили интерес к тому, что службы по управлению надежностью и качеством концентрировали усилия и ресурсы на обнаружение проблем и устранение  ошибок.  Вследствие чего образовалась система управления по отклонениям. Эта система ориентировала свое внимание на ошибки и недооценивала роль профилактических мер, а также значимость подразделений, которые не связаны с процессом производства. Из этого следует, что снабжение качества находится в зависимости от систем управления, которые регулируют производственно-хозяйственную деятельность предприятий. 
     Существенное значение в настоящее время имеет присутствие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что показывает гарантию большой устойчивости и стабильности качества продукции. Сертификат на систему качества дает возможность сохранить конкурентоспособность на рынке. Улучшение качества соответствия требованиям может быть достигнуто параллельно со снижением цены (уменьшаются затраты, брак, количество переделок). Улучшение качества проекта наоборот, в основном увеличивает затраты – более качественный и эстетичный проект стоит немалых денег. В понятии качество проекта воплощено то, что иногда называют «восприятием качества», или имиджем производителя, торговой марки3.
     Качество определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества (рис. 1.3). 
     
     
      
      
      
      
      
      
      
     




	
     
     Рис. 1. Петля качества
     Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, то есть с маркетинга, и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок4.
     Достаточно не уделить качеству должного внимания на каком-то одном из этапов, то  страдает качество всего товара, падает имидж производителя, доверие к нему со стороны потребителей. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары, но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные про это либо не узнают (при неграмотной организации продажи), или не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий). Поэтому в условиях конкурентной борьбы необходима согласованность элементов менеджмента и маркетинга в вопросах обеспечения качества продукции5.
    1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
    В условиях рыночных отношений особую роль приобретает решение проблем повышения конкурентоспособности предприятия. Это, в свою очередь, предполагает разработку стратегии предприятия и активное использование инструментов маркетинга. На повышение конкурентоспособности предприятия должны быть нацелены все функции управления: установление цен на товар, выбор канала распределения и товародвижения, выбор стратегии коммуникации и стимулирования, реклама и пропаганда при своей реализации опираются непосредственно на конкурентную стратегию фирмы.  
    Одним из основных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, является качество его продукции.
    В современных условиях обострения конкуренции, превращения ее в глобальную основу выживания и успеха предприятия, основой устойчивого положения предприятия на рынке является своевременное предложение продукции, соответствующей мировому уровню качества. При этом конкурентоспособность любого предприятия, независимо от размеров, формы собственности и других особенностей, зависит, в первую очередь, от качества продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.
    Эти обстоятельства приводят к закономерному росту роли системы качества предприятия как универсального инструмента повышения его конкурентоспособности, позволяющему достичь цели снижения себестоимости производимой продукции при абсолютном удовлетворении требований потребителя, т.е. добиться такого уровня качества и себестоимости, который делает продукцию конкурентоспособной в стране и мире.
    Кризисное состояние отечественной экономики обуславливает исключительную актуальность проблемы создания систем качества для российских предприятий с целью обеспечения их конкурентоспособности. Для большинства производителей нашей страны характерна ситуация, когда неконкурентоспособность продукции по качеству усугубляется неконкурентоспособностью по цене из-за чрезмерной затратности производства. Поэтому одним из обязательных условий выведения российской экономики из кризисного состояния является внедрение эффективных систем качества, способных обеспечить конкурентоспособность выпускаемых изделий по цене и качеству. 
    Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. Под конкуренциейпонимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще. 
    Большой экономический словарь так трактует это понятие: конкуренция (познелатинское – concurentia  - сталкиваться) – это соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении своих целей, лучших результатов в определенной общественной сфере; конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов6. 
    С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.
    Конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. 
    Конкурентоспособность товара - его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.
    Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара» (относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции с соответствующими базовыми значениями). Последние - главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности, наряду с параметрами, раскрывающими непосредственно потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними, по отношению к собственному товару, факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др.
    С позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продуктов классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и существенные конструктивные и технологические особенности. Это значительно сужает рамки классификации.
    С позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, коль скоро они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.
    Можно отметить еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособность товара - важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка - его конкурентность. Качество - категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры, действия конкурентов-производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействие рекламы и на проявление других, внешних по отношению к данному товару, факторов.
    Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и, в целом, рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И, поскольку, маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
    Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечивается всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства, до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая, в числе других, средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) о послепродажное обслуживание. 
    Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:  
    - полезностью (качество, эффект от использования и т.п.); 
    - определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
    - конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.). 
    Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 1.4) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).
    Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию. 
    Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.
    Категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие не может быть конкурентоспособным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия. 
    
Рис. 1.4.  Параметры, характеризующие конкурентоспособность продукции
       
    В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя). 
    Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и предприятия имеют и существенные различия: 
1)  конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;
2)  конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;
3)  анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – потребителем.
    По своей структуре конкурентоспособность предприятия значительно сложнее конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложения – вся производственно-экономическая деятельность предприятия.
    Конкурентоспособность предприятия определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности. К факторам внешней среды могут быть отнесены:
- уровень государственного регулирования и развития экономики страны обитания (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, законодательное обеспечение бизнеса, система внешнеэкономических связей и т.д.);
- система коммуникаций; 
- организация входных материальных потоков; 
- факторы, определяющие потребление продукции (емкость рынка, требования потребителя к качеству продукции и т.д.).
    Факторы внутренней среды предприятия характеризуют следующие внутрипроизводственные показатели:
- технический уровень производства (состояние и уровень использования производственных мощностей);
- технология;
- организация производства и управления;
- система формирования спроса и стимулирования и т.д.
    Возможности воздействия предприятия на факторы окружающей среды ограничены, поскольку они действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности предприятия относятся к сфере факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может с разной интенсивностью. Серьезных капиталовложений и длительного времени окупаемости требуют изменения технико-технологических условий работы предприятия. Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.
    Конкурентоспособность предприятияможет оцениваться путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как: способность к адаптации в изменяющихся условиях конкуренции, технология, разрешающая способность оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации. Речь идет о комплексе интеллектуальных, технико-технологических и организационно-экономических характеристик, определяющих успех предприятия на рынке.
    Качество продукции и ее конкурентоспособность, как было сказано выше, безусловно, связанные, но все-таки существенно различные понятия. 
    Качество продукции – основной фактор обеспечения ее конкурентоспособности на рынке.
    Конкурентоспособность – это характеристика продукции, отражающая степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной продукцией, представленной на данном рынке. Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате ее сравнения с продукцией конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При этом следует иметь ввиду, что в последние годы наиболее приоритетным фактором при выборе продукции стало качество продукции, и потребитель стал отдавать предпочтение продукции высшего качества, отказываясь от более дешевой, но имеющей худшие качества.
    В конечном итоге, об уровне конкурентоспособности продукции можно судить только по реакции рынка, выражающейся в объемах продаж продукции. Оценки конкурентоспособности дают лишь ожидаемую, а не реальную конкурентоспособность продукции. Для успешной продажи продукции необходимо, чтобы она соответствовала запросам потребителей данного рынка, появилась на рынке в нужном количестве и в нужный момент времени и чтобы потребитель был подготовлен к появлению на рынке данной продукции. Фактор времени весьма важен, ибо то, что нужно потребителю сегодня, может оказаться ненужным завтра из-за изменения вкусов потребителя, моды или появления нового технического решения. Поэтому рыночная судьба продукции во многом зависит от эффективности деятельности маркетинговой службы изготовителя продукции.
    Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
    Европейский форум по проблемам управления определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.
    Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
    Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
    Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
- вид производимого товара;
- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
- лёгкость доступа на рынок;	
- однородность рынка;
- конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
- конкурентоспособность отрасли;
-возможность технических новшеств в отрасли;
- конкурентоспособность региона и страны.
    Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
а) Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
б) Близость предприятия к клиенту.
в) Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
г) Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
д) Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
е) Умение твёрдо стоять на своём.
ж) Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
з) Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.
    Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.
    Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
    Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
    Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).
    Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
    В литературе определяется, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления.
    В условиях рыночной экономики все больше обостряется конкурентная борьба между производителями продукции. Важная роль отводится такому аспекту, как удовлетворение потребностей покупателя, а потребительские свойства товара в значительной степени определяют его цену. Покупатели становятся более требовательны к качеству продукции. Следовательно, наблюдается тенденция, направленная на достижение высшего уровня качества и создание надежных изделий, что и определяет конкурентоспособность продукции.
    Конкурентоспособность продукции - это:
    1) способность товара удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции;
    2) совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя.
    Следовательно, обеспечение уровня качества соответствующего требованиям, предъявляемым покупателями на данном рынке, является одним из важных и обязательных условий конкурентоспособности продукции товаропроизводителя.
    К предпосылкам, влияющим на повышение интереса к  высококачественной продукции, можно отнести:
* повышение требований к безопасности продукции;
* повышения уровня жизни людей в развитых странах, следствием которого является рост их потребностей;
* научно-технический прогресс;
* возможность энергетического кризиса.
    Проблема качества и повышения конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44